Исторически сложилось так, что первопроходцами в освоении русского Севера были монахи. Николо-Корельский монастырь, расположенный на нынешней территории Северодвинска, впервые упоминается в летописных документах в 1419 году. Первоначально эти земли подчинялись Новгороду, но в конце 15 века территория попадает под власть Московского княжества.
В 16 веке порт при монастыре – единственный морской порт Руси. Именно сюда в 1553 году прибыла английская экспедиция Ричарда Ченслера, установившего дипломатические отношения между Англией и Русью. На протяжении столетия вокруг порта вырастают склады и фактории. Грузы переваливаются на речные суда, доставляются в Холмогоры и оттуда развозятся по всей стране. В начале 17 века главным торговым городом Севера становится Архангельск. Монастырь и его порт приходят в упадок.
В 1936 году колесный пароход привез из Архангельска первых строителей. Правительство решило создать здесь судостроительный завод для Северного флота. Первоначально поселок так и назывался – Судострой. Самой дешевой рабочей силой в то время были заключенные. В различные годы их здесь трудилось от 5 до 35 тысяч человек.
Ко времени начала Отечественной войны на судоверфи были заложены два корабля, но они так и остались недостроенными. Северодвинск, а тогда Молотовск, стал наряду с Мурманском и Архангельском обслуживать перевозки по ленд-лизу.
В 50-е годы правительством СССР принимается решение о создании базы для строительства атомных подводных лодок. В 1957 году Северодвинск получает свое нынешнее имя. С тех пор начинается бурный рост города. Не меняется только его специализация – атомные подводные лодки.
Говоря о достопримечательностях Северодвинска. следует упомянуть о сохранившемся Николо-Корельском монастыре. Рядом в селе Ненокса расположен комплекс деревянной храмовой архитектуры 17 века. От Северодвинска до Архангельска всего 35 километров. С точки зрения туриста эти города стоит рассматривать как единое целое.